Отверженные

kinopoisk.ru

Список кинематографических интерпретаций «Отверженных» Виктора Гюго довольно внушительный. В нем есть и взлеты и провалы, с которыми любопытно знакомиться, особенно сразу после прочтения романа. Чем зрителя может заинтересовать фильм Гленна Джордана?

Сразу стоит оговориться, что в основе фильма — сюжетная линия о противостоянии беглого каторжника Жана Вальжана и принципиального полицейского инспектора Жавера. Все остальные линии режиссер безжалостно отбрасывает, многие колоритные образы Гюго остаются нераскрытыми — Козетта, Фантина, Мариус, монсеньор Бьенвеню, Тенардье, Гаврош, молодые революционеры здесь присутствуют, скорее, для галочки. Если вас не покоробит такая вольность в обращении с материалом, а линия Вальжана — Жавера кажется самой острой и драматичной, то, вполне возможно, эта экранизация придется вам по душе, как и мне.

Главное достоинство картины — это, конечно же, Энтони Перкинс в роли Жавера. Он здесь прекрасен. Это 100% попадание в образ. Он именно такой, каким представляешь Жавера, когда читаешь роман. Честно говоря, я даже не признала в нем того самого Нормана Бейтса из «Психоза» или Йозефа К. из «Процесса» Орсона Уэллса. В предыдущих рецензиях его упрекают в холодности и безэмоциональности, но за его внешней сдержанностью скрывается такая буря эмоций, которую он отыгрывает намеками, мимикой, жестами, интонацией; насколько серьезно он подошел к роли можно заметить хотя бы по тому, как он складывает руки — вспомните пассаж Гюго о жестах Наполеона, которые позаимствовал для себя Жавер, и сразу все поймете. Из этих мимолетных и, казалось бы, незаметных деталей складывается целостный и очень яркий образ. Единственное расхождение с книжным героем — пожалуй, Жавер Перкинса чересчур манерен, но его это нисколько не портит.

Для режиссера и сценариста Жавер здесь тоже принципиально важен и интересен — ему прописывают замечательные монологи и даже сцены, которых не было в книге (разговоры с начальством и подчиненными, стычки с Вальжаном в Тулоне и т. д.). Одна его фраза: «Бога нет, есть только закон. Виновных и невиновных вне закона нет», — из финального разговора с Вальжаном дорогого стоит. Перкинс, произнося ее, весь дрожит (к вопросу об отсутствии эмоций), — это его кредо, духовная доминанта его личности, которую он раскрывает человеку, которого всю жизнь презирал и преследовал, и который заставил его поверить, что есть что-то превыше человеческого закона. Сама по себе эта фраза Жавера представляет собой великолепный и глубокий анализ его личности, который делает понятными и логичными его последующие поступки. Как говорил Гюго в «Тружениках моря», — нет ничего более трагичного и достойного сочувствия, чем фанатик, терпящий мучения за свою веру. Таков Жавер в этой экранизации.

Жан Вальжан от брата режиссера Ричарда Джордана тоже очень неплох, но менее интересен, чем, например, Вальжан Габена. Его образ получился закрытым и несколько поверхностным — он просто очень хороший человек, попавший в тяжелые обстоятельства, его мотивы поведения не всегда понятны, не хватает той глубины и внутренней борьбы, которая описана у Гюго.

Из минусов фильма — ужасающая Фантина, которая не внушает ничего, кроме омерзения, поверхностное изображение событий на баррикадах, невнимание к линии Козетты и Мариуса. Режиссура местами кажется скучноватой и чересчур ровной, но это, скорее, специфика ТВ-проектов. Музыкальное сопровождение органичное, но иногда чрезмерно драматично, что временами даже кажется забавным.

7 из 10

Хороший фильм с гениально сыгранным и проработанным Жавером. В ряду других экранизаций смотрится очень неплохо — фильм Джордана, например, смотрится лучше «Отверженных» с Депардье или Нисоном и по художественным достоинствам намного опережает заунывный попсовый мюзикл 2012 года.

Отверженные

Advertisement

Комментариев пока нет... Будь Первым!

Оставить комментарий

 

— required *

— required *

Материал

Отверженные

написан авторами сайта, копирование и тиражирование только с разрешения администрации.